Vibrant Amoeba
Амеба устроена очень просто: у нее много ног и она ходит куда хочет. ©
Люди замечают то, что движется, и не видят неподвижного. Заметить движение — это значит заметить и движущийся объект. Это же касается и изменений во времени. <...> Заметить движение — это значит заметить и движущийся объект. Это же касается и изменений во времени.
<…>
Развитие представлений о времени — одно из самых важных достижений новой литературы. <…> Сознание и ощущение движения и изменяемости мира в многообразных формах времени пронизывает собой литературу.
<…>
Художественное время — явление самой художественной ткани литературного произведения, подчиняющее своим художественным задачам и грамматическое время, и философское его понимание писателем. <…> Оно объект изображения.
<…>
Художественное время, в отличие от времени объективно данного, использует многообразие субъективного восприятия времени. Ощущение времени у человека, как известно, крайне субъективно. Оно может «тянуться» и может «бежать». Мгновение может «остановиться», а длительный период «промелькнуть». Художественное произведение делает это субъективное восприятие времени одной из форм изображения действительности.
<…>
Время фактическое и время изображенное — существенные стороны художественного целого произведения.
Варианты их бесконечно разнообразны. Они сочетаются с художественным замыслом произведения, находятся в состоянии непрерывной обусловленности их художественным целым произведения.
<…>
Время автора меняется в зависимости от того, участвует автор в действии или не участвует. Авторское время может быть неподвижным, как бы сосредоточенным в одной точке, из которой он ведет свой рассказ, но может и двигаться самостоятельно, имея в произведении свою сюжетную линию.
<…>
Время в художественной литературе воспринимается благодаря связи событий — причинно-следственной или психологической, ассоциативной. Время в художественном произведении — это не только и не столько календарные отсчеты, сколько соотнесенность событий. В литературе есть свой «принцип относительности».
<…>
Где нет событий, нет и времени <…> вопрос о единстве временного потока в произведении с несколькими сюжетными линиями. <…>
События разных сюжетов в фольклоре и на начальных этапах развития литературы могут совершаться каждое в своем ряду времени, независимо от другого.
<…>
С одной стороны, время произведения может быть «закрытым», замкнутым в себе, совершающимся только в пределах сюжета, не связанным с событиями, совершающимися вне пределов произведения, с временем историческим. С другой стороны, время произведения может быть «открытым», включенным в более широкий поток времени, развивающимся на фоне точно определенной исторической эпохи.
<…>
Авторское отношение к изображаемому времени во всех его аспектах также может быть различным. <…>
Автор как монтажер в кинематографии: он может по своим художественным расчетам не только замедлять или ускорять время своего произведения
<…>
Сюжетное время может убыстряться и замедляться, особенно в романе: роман «дышит». <…>
Все произведение может иметь несколько форм времени, развивающихся в различных темпах, перебрасываться из одного течения времени в другое, вперед и назад.
Изображение времени <…> зависит <…> от художественного замысла автора, но оно может зависеть и от естественных, обычных для своей эпохи представлений о движении времени.
<…>
Проблема изображения времени в словесном произведении не является проблемой грамматики. <…> Грамматическое время и время словесного произведения могут существенно расходиться. <…> Функцию времени имеют все детали повествования. Течение времени, в частности, зависит от того, насколько тесно, «компактно» изображаются события. <…>
Каждое литературное направление развивает свое отношение ко времени, делает свои «открытия» в области изображения времени. Разные типы времени характерны для различных литературных направлений. <…> Свои особенности в изображении времени имеют отдельные жанры. <…>
Вневременное присутствует в любом обобщении произведения новой литературы. Тип человека — это обобщение нескольких людей
<…> С чувством времени связано и чувство истории. <…>
Каждому виду искусства принадлежат свои формы протекания времени, свои аспекты художественного времени и свои формы длительности. (с) "Поэтика древнерусской литературы" Лихачев

@темы: Филолохия и иже с ней, Ссылки, Литература, Интересности