Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
21:00 

Военная проза, галопом по теме

Vibrant Amoeba
Амеба устроена очень просто: у нее много ног и она ходит куда хочет. ©
План урока 11Б класс.

Тема уроков: обзорная лекция «Военная проза середины и конца ХХ века». Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие…»

Начало урока: представление перед классом, обозначение темы урока.

Объяснение нового материала:
Общая информация по теме урока:
Великая отечественная война отражена в русской литературе ХХ века глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, начало войны, отдельные битвы и т.д. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики. В критике она была названа «лейтенантской прозой», так многие авторы были в этом чине. В своих произведениях они опираются на реальные события и собственный фронтовой опыт.
Главной линией в произведениях проходит тема солдатской дружбы, фронтового товарищества, тяжести походной жизни, дезертирства и геройства. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порою его жизнь и смерть.
Авторы военной прозы выражают в своих произведениях точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частичкой всего воюющего народа, несущего свой крест и общую ношу.

Авторы военной прозы:
Вячеслав Леонидович Кондратьев (1920-1995гг). Повесть «Сашка» (1979г, впервые в журнале «Дружба народов»), посвященная «всем погибшим под Ржевом – живым и мертвым»
К.Симонов «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте, на самой трудной должности – солдатской»
Война для каждого автор своя. В «Сашке» рассказывается о жизни обычного человека на войне, нескольких днях фронтовой жизни. Для Кондратьева важно показать не сами бои, а тяжелый быт с непомерными физическими нагрузками. Захватив немца, герой не испытывает торжества, он – негероический вовсе, обычный боец.
Другие повести: «Дорога в Бородухино», «Житье-бытье», «Отпуск по ранению».
Дл произведений Кондратьева в целом характерно точность датировок, их географическая и топографическая привязка. Автор был там, где были его герои.
Не менее важные авторы:
Юрий Васильевич Бондарев (1924г). «Горячий снег» (1969г) – о Сталинградской битве. Тема защиты Сталинграда и проявленного там мужества.
Константин Дмитриевич Воробьев (1919-1975гг). «Это мы, Господи» (1943, опубл. 1986г), «Убиты под Москвой» (1961г)
Владимир Осипович Богомолов (1926-2003гг) «Момент истины» (1973г)

«А зори здесь тихие…» Васильева:
Более подробно остановимся на творчестве Бориса Львовича Васильева (1924г). Его повести – «А зори здесь тихие…» 1968г, «Завтра была война» 1975г, «В списках не значился», «Аты-баты шли солдаты».
Получил премию Сахарова «За гражданское мужество» 1997г.
Критики увидели множество неточностей и даже «невозможностей» в повести «А зори…». Но автора в первую очередь интересует не историческая точность, а сама ситуация, когда пять хрупких девушек во главе со своим старшиной Федотом Васковым, человеком малообразованным, однако опытным, умудренным жизнью и наделенным благородным добрым сердцем.
В самой повести автор использует прием несобственно-прямой речи (Потоптался старшина: вроде все сказал, вроде дал указания, вроде уходить надо, а ноги не шли. Уж больно девка своя-то была, лесная, уж больно устроилась уютно, уж больно теплом от нее тянуло, как от той русской родимой печки, что привиделась ему сегодня в дреме.), когда речь повествователя никак не отделяется от внутреннего монолога героя. => интонации сказа, народное понимание войны.
Через речь передается и характер старшины: его развитие по ходу сюжета – от сухой речи обычного вояки к более мягкой, человеческой.
Образы девушек-зенитчиц так же интересны. Каждая из них – отдельная личность со своей историей, характером и интересами. Образы заметно романтизированы: в повести каждая их них по-своему прекрасна.
Фашисты противопоставлены им приемом контраста. Подчеркивается отвратительный, звериный облик диверсантов. Гротеск в изображение, намеренное принижение.
Это выражает главную мысль автора о сущности человека, вставшего на путь убийства.
Немцы противопоставляются героиням еще тем, как легко им (фашистам) дается убийство, тогда как для девушек убийство – тяжкое испытание.
Убийство человека противоестественно по сути.
«У войны не женское лицо» - эпизод с убийством Сони Гурвич.
Попросить учеников объяснить этот тезис.
Финал повести. Письмо человека, не ведавшего, что в столь тихом месте разыгралась некогда такая трагедия.
Попросить учеников объяснить связь между названием и финалом.

Выводы: (при наличие времени попросить сделать их ученикам)
1) Авторы считают преодоление трудностей не меньшим подвигом, чем совершенный при исключительных обстоятельствах героический поступок.
2) Все произведения представляют собой новые подходы к осмыслению ВО войны, содержат в себе серьезные обобщения: о цене победы, о роли исторических лиц, о послевоенной судьбе фронтового поколения.
3) Авторы-фронтовики, вопреки сложившемуся в советское время тенденциям к лакированию правды о войне, изображали суровую и трагическую военную и послевоенную действительность. Произведения «окопной правды» вполне можно считать правдивыми свидетельствами времени.

@темы: Филолохия и иже с ней, Тяжела жизнь маниака, Алдераанец на тропе войны, литература

URL
Комментарии
2009-05-18 в 20:44 

Фонарь под глазом мироздания
Военная проза... мы такое в школе не изучали.

2009-05-18 в 20:49 

Vibrant Amoeba
Амеба устроена очень просто: у нее много ног и она ходит куда хочет. ©
[Vincent Fright]

в любом случае упоминали про Шолохова и его "Судьбу человека" и Кондратьева "Сашка"...
хотя иногда и не успевают(((

URL
2009-05-18 в 21:02 

Фонарь под глазом мироздания
Название "Судьба человека" знакомо.

хотя иногда и не успевают(((
У нас программа в том году была перегружена, и добрую её половину вычеркнули.

2009-05-18 в 21:05 

Vibrant Amoeba
Амеба устроена очень просто: у нее много ног и она ходит куда хочет. ©
[Vincent Fright]

это всегда. программа слишком расширена, а уроков литературы все меньше и меньше.

URL
2009-05-18 в 21:19 

Фонарь под глазом мироздания
уроков литературы все меньше и меньше - верно замечено)

Я сегодня в библиотеке на пол пары застряла. Наблюдала картину: "Студенты факультета физвоспитания брали кучи учебников по литературе." Вот зачем им этот предмет? Вроде не по специальности.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Ума палата, но ключ потерян

главная